Сфера закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд подвержена высоким коррупционным рискам.
Преступления данной категории являются одними из наиболее общественно опасных проявлений коррупции. Именно поэтому в статье 7 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» среди основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции предусмотрено обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг.
Наиболее распространёнными нарушениями при осуществлении закупок являются:
- выполнение государственного контракта аффилированными лицами заказчика;
- осуществление закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд на без конкурсной основы;
- необоснованное завышение цен на приобретаемые товары (работы и услуги);
- оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе с применением критериев, не предусмотренных конкурсной документацией;
- участие в работе конкурсных, аукционных комиссий лиц, лично заинтересованных в результатах размещения заказа, либо лиц, на которых способны оказывать влияние участники размещения заказа;
Основными способами злоупотреблений при заключении и исполнении государственных и муниципальных заказов:
- аффилированность работников органов государственной власти и органов самоуправления с субъектами предпринимательской деятельности, то есть систематическое злоупотребление должностными полномочиями в целях создания благоприятных условий собственному бизнесу либо коммерческой деятельности третьих лиц.
- ограничение конкуренции, воспрепятствование предпринимательской деятельности при организации и проведении конкурсных процедур, в том числе путем завышения стоимости работ и с использованием фирм-однодневок. Значительное количество хищений осуществляется способом, при котором в ходе подготовки государственного или муниципального контракта в техническое задание вносятся так называемые защитные позиции, то есть такие технические требования к продукции, товарам, работам или услугам, которые в состоянии выполнить лишь один «нужный» поставщик. Подобные условия согласовываются «откатополучателем» с «откатодателем» заранее и формулируются еще до объявления конкурсной документации.
К числу механизмов, используемых для завышения цены контракта на стадии, предшествующей выполнению работ, относятся завышение начальной цены контракта представителем заказчика при наличии сговора с предполагаемым победителем.
Уголовная ответственность за нарушения в сфере закупок предусмотрена:
- ст. 200.4 УК РФ предусматривается ответственность за злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд;
- ст. 205.5 УК РФ за подкуп работника контрактной службы, лица, осуществляющего приемку поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг предусмотрена ответственность;
- ст. 304 УК РФ предусмотрена уголовного ответственность за провокацию взятки, коммерческого подкупа либо подкупа в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
В отдельных случаях действия злоумышленников могут квалифицироваться по ст. 159 УК РФ (мошенничество).
Прокурор района советник юстиции Ю.М. Алиев