Эти требования относятся к розничным магазинам и к общепиту, который продает товары в упаковках, например, йогурты в пластиковом стаканчике. А общепит, который продает молоко порционно, например, добавляет в кофе, столкнется с маркировкой только в сентябре 2022-го. В 2021 маркировка молочной продукции коснулась розницы. Предприятиям розничной торговли важно перестроить процессы, выполнив требование законодательства, наладить работу с системой «Честный ЗНАК», подготовить оборудование и программное обеспечение. Мы собрали всю необходимую информацию по данной теме, а именно: Первоочередная задача для розничного продавца — пройти регистрацию в системе «Честный ЗНАК». Для этого необходима электронная подпись (УКЭП) и программное обеспечение для работы с ней.
Подробное руководство размещено в нашем блоге: «Как зарегистрироваться в Честном ЗНАКе — пошаговая инструкция». Дальше важно проанализировать процессы, в которых произойдут изменения, обычно для розницы — это: • работа с товарными остатками на складе и в торговом зале; • приемка товара от поставщика; • продажа в розницу на кассе (ККТ); • списание по причине брака или порчи. Чтобы работать с цифровой маркировкой розничному предприятию нужно: 1. Подключить оператора электронного документооборота (ЭДО). Для обмена с поставщиками электронными документами: универсальными передаточными документами (УПД) и универсальными корректировочными документами (УКД). В качестве альтернативы для малого бизнеса можно рассмотреть работу с ЭДО Лайт или сервис по работе с маркировкой, где ЭДО уже включен, например, GetMark. С определенной даты работа через ЭДО становится обязательной. 2. Выбрать и купить оборудование для работы с Data Matrix. Сканирование — основной процесс при работе со штрихкодами. В результате операции происходит считывание и распознавание зашифрованной в штрихкоде информации. В магазине пригодится 2D сканер, для работы на складе — терминал сбора данных (ТСД). Можно использовать альтернативные решения. Смартфон с мобильным приложением GetMark позволит сканировать штрихкод и работать с маркировкой в самом приложении. Встроенная в GetMark интеграция c ТСД наладит обмен данными: информация о выполненных операциях сразу попадет в систему учета. 3. Решить вопрос с ККТ. Для розницы важно направить оператору маркировки уведомление о выводе товара из оборота. Для этого оформите договор с оператором фискальных данных (ОФД), который автоматически передаст сведения о продаже в систему «Честный ЗНАК». Используемая в рознице онлайн-касса должна поддерживать тег 1162. Проще всего уточнить у производителя кассового софта, подходит ли текущая прошивка кассы для продажи маркированных товаров, и на каких условиях ее можно обновить.
После обновления в электронных кассовых чеках будет печататься код маркировки, а в бумажных — появится символ M. 4. Порядок работа через вендинг-автоматы. Продажа через торговые автоматы происходит без ККТ. Поэтому для вендинг-бизнеса порядок реализации маркированной молочной продукции будет отличаться. Еще до загрузки в сам автомат молочная продукция должна выводится из оборота, таким образом сведения в систему маркировки подаются до продажи товара покупателю. ЦРПТ рекомендует уведомлять регулятор при отгрузке товара со склада хранения. Если не весь товар распродан, оставшаяся продукция вводится обратно в оборот. 5. Система учета маркированных товаров. Автоматизированная система учета кодов позволит контролировать товарные остатки на складе и в торговом зале. Рекомендуем использовать решения, в которых совмещен товароучет и работа с маркировкой. Универсальный сервис поможет получить от внедрения цифровой маркировки выгоду: автоматизировать операции, увеличить скорость работы и минимизировать ошибки персонала. Подробнее об автоматизации учета кодов маркировки можно узнать в статье: «Как настроить и вести учет кодов маркировки и товара?». Отметим, что маркировать рознице ничего не нужно (кроме случаев перемаркировки). Наносить марки на молочную продукцию будут производители и импортеры. Продажа товара без марок возможна до окончания срока годности. Главное для розничного предприятия — работать с системой «Честный ЗНАК» и регистрировать выбытие кодов маркировки из оборота. Сроки С 1 июня 2021 Производители (кроме фермеров), импортеры сыров, мороженого в обязательном порядке наносят марки, вводят товар в оборот и передают сведения об этом в «Честный знак». С 1 сентября 2021 Производители (кроме фермеров) и импортеры прочей «молочки» со сроком хранения более 40 суток клеят марки, вводят товар в оборот и сообщают об этом в систему мониторинга. С 1 декабря 2021 Производители молочной продукции сроком годности менее 40 дней обязаны быть зарегистрирован в системе и описать свои товары в каталоге. К этому времени должны быть полностью настроены процессы по заказу кодов, их нанесению на товары с подачей отчета о нанесении, оплате кодов и вводу в оборот. С 20 января 2022 Розница при продаже мороженого и сыров сроком годности 40 дней и менее обязана сканировать коды на кассе и передавать сведения о продажах в Честный знак с помощью онлайн-касс. С 1 сентября 2022 Розница при продаже молочной продукции должна передавать сведения в Честный знак.
Для оптового и розничного звена вводится объемно-артикульный учет — указание кода товара и количество выводимого товара без указания конкретных единиц маркированного товара. Для всех участников оборота обязательна передача сведений о выводе продукции из оборота в виде объемно-сортового учета: в «Честный знак» передаем информацию об отгрузках с переходом права собственности и о сделках в рамках договора комиссии (либо агентского), а также сообщать об утилизации, списании и иных случаях вывода из оборота, не относящихся к розничным продажам. С 1 декабря 2023 Маркировка становится обязательной для фермеров (КФХ,СПК) Общепит, образовательные учреждения, детские сады и больницы, которые закупают молоко для собственных нужд, должны отчитываться об этом в Честный знак. С 1 июня 2025 Вводится поэкземплярный учет для продукции со сроками хранения более 40 дней. Также для всех участников оборота обязательна передача сведений о выводе продукции из оборота. Участники маркировки молока Производители молока — наносят на готовую молочную продукцию знак с цифровым криптокодомации — код Data Matrix.
Подают в систему маркировки сведения о вводе товаров в оборот. Дистрибьюторы — регистрируют получение и передачу его далее по цепочке через оператора ЭДО. Розничные магазины — фиксируют приемку молочных продуктов от дистрибьютора через оператора ЭДО и продажу конечному клиенту с помощью онлайн-кассы. Общепит — фиксируют приемку молочных продуктов от дистрибьютора через оператора ЭДО, перед приготовлением блюд выводят марки из оборота: сканируют код с товара и списывают с причиной «Для собственного оборота».
Начальник отдела экономики Халидов Х.М.