Ответственность граждан за вмешательство в деятельность объектов транспорта

07 июня 2024 года, 15:30

 

        Информация о преступлениях, квалифицируемых по статьям 281 и 267 Уголовного кодекса Российской Федерации и предусмотренные меры ответственности за их совершение Статья 281 УК РФ. Диверсия

1. Совершение взрыва, поджога или иных действий, направленных на разрушение или повреждение предприятий, сооружений, объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, средств связи, объектов жизнеобеспечения населения в целях подрыва экономической безопасности и обороноспособности Российской Федерации наказывается

лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет. 2. Те же деяния, совершенные организованной группой, либо повлекшие причинение значительного имущественного ущерба, либо наступление иных тяжких последствий, сопряженные с посягательством на объекты федерального органа исполнительной власти в области обороны, Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов государственной власти, привлекаемых для выполнения отдельных задач в области обороны, а также на объекты топливно-энергетического комплекса и организаций оборонно-промышленного комплекса наказываются

лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет.

     3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они: а) сопряжены с посягательством на объекты использования атомной энергии, потенциально опасные биологические объекты либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических веществ или патогенных биологических агентов; б) повлекли причинение смерти человеку

наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет или пожизненным лишением свободы.

Федеральным законом от 29.12.2022 № 586-ФЗ в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) внесены изменения, связанные с введением новых статей, регламентирующих уголовную ответственность за

содействие диверсионной деятельности, прохождение обучения в целях осуществления диверсионной деятельности, а также за организацию диверсионного сообщества и участие в нем.

Статья 281.1 УК РФ предусматривает ответственность за склонение, вербовку или иное вовлечение лица в совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. 281 УК РФ (совершение

взрыва, поджога или иных действий, направленных на разрушение или повреждение предприятий, сооружений, объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, средств связи, объектов жизнеобеспечения населения в целях подрыва экономической безопасности и обороноспособности Российской Федерации), а также за вооружение или подготовку лица в целях совершения указанных преступлений, а равно финансирование диверсии.

За совершение указанного преступления законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от 8 до 15 лет или пожизненное лишение свободы.

Совершение указанных деяний лицом с использованием своего

служебного положения предусматривает наказание от 10 до 20 лет лишения свободы или пожизненное лишение свободы.

За пособничество в совершении диверсии предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от 10 до 20 лет.

За организацию совершения диверсии, либо руководство, а равно за организацию финансирования предусмотрено наказание от 15 до 20 лет лишения свободы, а также пожизненное лишение свободы.

Под финансированием диверсии понимается предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они для этого предназначены, а также финансирование или иное материальное обеспечение лица в целях совершения им хотя бы одного из преступлений, связанных с диверсией, либо обеспечение организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества, созданных с этой же целью.

    Под пособничеством понимается умышленное содействие совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий к его совершению, а также обещание скрыть преступника, средства, орудия, следы

совершения преступления или предметы, добытые преступным путем, а равно обещание приобрести или сбыть такие предметы.

Статья 281.2 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за

прохождение лицом обучения в целях осуществления диверсионной

деятельности, в том числе приобретение знаний, практических умений и навыков в ходе занятий по физической и психологической подготовке, при изучении способов совершения таких преступлений, правил обращения с оружием, взрывными устройствами, взрывчатыми, отравляющими, а также иными веществами и предметами, представляющими опасность для окружающих. За совершение данного преступления предусмотрено

наказание в виде лишения свободы на срок от 15 до 20 лет с ограничением свободы на срок от 1 года до 2 лет или пожизненное лишение свободы.

Статья 281.3 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за создание диверсионного сообщества, то есть устойчивой группы лиц,

заранее объединившихся в целях осуществления диверсионной деятельности либо для подготовки или совершения диверсии, либо иных преступлений в целях пропаганды, оправдания и поддержки диверсии, а равно руководство таким диверсионным сообществом, его частью или входящими в такое сообщество структурными подразделениями. За совершение данного

преступления предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от 15 до 20 лет или пожизненное лишение свободы.

Привлечению к уголовной ответственности за совершение указанных видов преступлений подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.

Примечания 1. Лицо, добровольно прекратившее участие в диверсионном сообществе и сообщившее о его существовании, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления. Не может признаваться добровольным прекращение участия в диверсионном сообществе в момент или после задержания лица либо в момент или после начала производства в отношении его и заведомо для него следственных либо иных процессуальных действий.

2. Под поддержкой диверсии в настоящей статье понимается оказание услуг, материальной, финансовой или любой иной помощи, способствующих осуществлению диверсионной деятельности. 3. Под оправданием диверсии в настоящей статье понимается публичное заявление о признании целей и практики диверсионной деятельности правильными, нуждающимися в поддержке и подражании. 4. Под пропагандой диверсии в настоящей статье понимается деятельность по распространению материалов и (или) информации, направленных на формирование у лица убежденности в необходимости осуществления диверсионной деятельности.

Статья 267 УК РФ. Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения

1. Разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, а равно умышленное блокирование транспортных коммуникаций, объектов транспортной инфраструктуры либо воспрепятствование движению транспортных средств и пешеходов на путях сообщения, улично - дорожной сети, если эти деяния создали угрозу жизни, здоровью и безопасности граждан либо угрозу уничтожения или повреждения имущества физических и (или) юридических лиц наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.

Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются лишением свободы на срок до восьми лет, повлекшие по неосторожности смерть двух или более

лиц, наказываются лишением свободы на срок до десяти лет.

Уголовная ответственность за совершение преступлений по ст. 267 УК РФ наступает с четырнадцатилетнего возраста.

       Модели нарушителей и транспортная безопасность

Защита транспортного комплекса и обеспечение безопасности объектов имеют огромное значение для безопасности страны, поддержания социальной стабильности общества. При решении этой задачи немаловажную роль играют знания о потенциальных угрозах и преступниках, совершающих акты незаконного вмешательства. В статье рассматриваются различные модели нарушителей, изучаются способы реализации потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса.

Наш мир находится в постоянном движении, изменяются и совершенствуются все сферы жизнедеятельности общества. не отстают, а зачастую и разрабатываются опережающими темпами методы совершения актов незаконного вмешательства (АНВ) в деятельность транспортного комплекса. И хотя технологии обеспечения антитеррористической защищенности и транспортной безопасности не стоят на месте, так называемая гонка вооружений будет длиться еще не одно поколение. Интенсификация транспортной отрасли, эволюционное развитие транспортных систем ставят новые задачи в вопросах транспортной безопасности. Чем более сложные системы создаются человечеством, чем быстрее становятся скорости передвижения и чем больше пассажиро- и грузопотоки, тем более сложные проблемы приходиться решать в области обеспечения транспортной безопасности [1].

   Объекты транспортной инфраструктуры – одна из важнейших целей преступников

Транспортный комплекс является одним из основных объектов, подверженных совершению правонарушений. Его составляющие нередко становятся средством достижения преступных целей лиц и организаций, пытающихся путем совершения противоправных акций добиться удовлетворения имущественных, политических, религиозных и иных целей, подвергая при этом опасности сотни человеческих жизней. Преступления террористического характера, как правило, отличаются тщательной подготовкой, изощренностью и, как показывают события последних лет, обращением к новым техническим средствам их совершения [2]. Никогда не следует забывать о том, что среди всех практически возможных мест массового скопления людей наиболее часто террористическим актам подвергаются именно объекты транспортной инфраструктуры, где, согласно существующей статистике, происходит до 70% всех случаев.

       Подобная особенность предопределяет необходимость повышенного внимания соответствующих силовых структур и специалистов к транспортному терроризму как наиболее распространенной форме столь неблаговидной и предельно опасной для общества деятельности, которая и постоянно совершенствуется в плане извращенности своих разрушительных действий, при этом типы и формы использования транспортных средств для претворения в жизнь преступных асоциальных намерений террористов систематически трансформируются. Соответственно, статистика транспортного терроризма приобретает особую и все возрастающую актуальность как в научном, так и в прикладном аспектах [3].

Потенциальные угрозы объектам транспортной инфраструктуры

     При проведении оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) производится изучение способов реализации потенциальных угроз совершения АНВ. Всего таких угроз девять, и утверждены они межведомственным приказом Минтранса России, ФСБ России и МВД России от 05.03.2010 г. N 52/112/134:

  1. Угроза захвата – возможность захвата ОТИ, установления над ним контроля силой, или угрозой применения силы, или путем любой другой формы запугивания.
  2. Угроза взрыва – возможность разрушения ОТИ или нанесения ему и/или его грузу, здоровью персонала, пассажирам и другим лицам повреждений путем взрыва (обстрела).
  3. Угроза размещения или попытки размещения на ОТИ взрывных устройств (взрывчатых веществ) (ВУ, ВВ)) – возможность размещения или совершения действий в целях размещения каким бы то ни было способом на ОТИ ВУ (ВВ), которые могут разрушить ОТИ, нанести им и/или его грузу повреждения.
  4. Угроза поражения опасными веществами – возможность загрязнения ОТИ или его критических элементов опасными химическими, радиоактивными или биологическими агентами, угрожающими жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.
  5. Угроза захвата критического элемента ОТИ – возможность захвата критического элемента ОТИ, установления над ним контроля силой, или угрозой применения силы, или путем любой другой формы запугивания.
  6. Угроза взрыва критического элемента ОТИ – возможность разрушения критического элемента ОТИ или нанесения ему повреждения путем взрыва (обстрела), создающего угрозу функционированию ОТИ, жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.
  7. Угроза размещения или попытки размещения на критическом элементе ОТИ ВУ (ВВ) – возможность размещения или совершения действий в целях размещения каким бы то ни было способом на критическом элементе ОТИ ВУ (ВВ), которые могут разрушить критический элемент ОТИ или нанести ему повреждения, угрожающие безопасному функционированию ОТИ, жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.
  8. Угроза блокирования – возможность создания препятствия, ограничивающего функционирование ОТИ, угрожающего жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.
  9. Угроза хищения – возможность совершения хищения элементов ОТИ, которое может привести их в негодное для эксплуатации состояние, угрожающее жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц. Можно резюмировать, что компетентными причастными органами рассмотрены самые возможные потенциальные угрозы совершения актов незаконного вмешательства на транспортном комплексе. Некоторые из угроз являются наиболее привлекательными для достижения целей нарушителей. Вместе с тем, если учитывать современный уровень информационных технологий и условия текущей санитарно-эпидемиологической обстановки, которые уже никому не кажутся временным явлением, данный перечень угроз должен быть актуализирован, а главное – не быть типовым для каждого вида транспорта.

Обеспечение транспортной безопасности – научная задача

Полноценное видение решения максимума задач по совершенствованию антитеррористической защищенности объектов транспорта находит свое отражение в глубоком и многогранном анализе потенциальных угроз. Объективность и своевременность анализа позволяют выбирать наиболее правильное направление для каждого объекта в отдельности, с дальнейшим устранением необоснованных затрат как человеческого, так и финансового ресурса, обеспечивая при этом должную защиту [4].

Практика показывает, что для всесторонней защиты объектов транспортной инфраструктуры требуются большие средства, которые можно сравнить с обеспечением деятельности всей транспортной системы. Ни одна страна мира не может этого себе позволить. Сейчас прослеживается тенденция защиты отдельных объектов инфраструктуры, позволяющая снизить ущерб от угроз в сфере транспортной безопасности. Оптимизация работы транспортной инфраструктуры – это научная задача, от правильного решения которой зависит работа системы обеспечения транспортной безопасности. Не случайно повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы заявлено в качестве приоритетной цели Федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России" [5].

Одним из исследуемых факторов являются модели нарушителей, каждая из которых представляет собой совокупность сведений о численности нарушителей, их оснащенности, подготовленности, осведомленности, а также потенциальных действиях.

Проблемы разработки моделей нарушителей

Определение границ ответственности в рамках любого вопроса всегда являлось и является очень сложной проблемой, поскольку чаще всего носит субъективный, а значит и договорной характер. Проектная модель нарушителя также отражает необходимость взаимной "договоренности" собственника ОТИ и государства по задачам и ответственности за обеспечение безопасности данного ОТИ. Исходя из этого, разработка и утверждение документа с описанием проектной модели нарушителя должна носить совместный характер. Типаж нарушителей, которые могут совершить различные АНВ на ОТИ, нормативными документами также не определен. Хотя по многим признакам в качестве основного нарушителя предполагается террорист, никаких конкретных указаний на это нет.

Получается, что по умолчанию на каждый конкретный ОТИ возлагаются требования по нейтрализации любых угроз АНВ, реализуемых любыми типами нарушителей. Естественно, что без конкретизации сбалансированных и всеобъемлющих мер обеспечения транспортной безопасности между государственными силовыми структурами и субъектами транспортной инфраструктуры невозможно говорить о доверительном сотрудничестве между ними и достижении выполнения задач, поставленных в ФЗ-16 [6]. Несмотря на это, на основании накопленного опыта в обеспечении оценки уязвимости объектов транспорта сформируем основные составляющие базовой модели нарушителя.

Типология нарушителя

Типология нарушителя характеризуется его отношением к защищаемому объекту, количественным составом и его возможности по преодолению системы охраны:

  • внешний одиночный – лицо, которое может находиться на ОТИ, не входящее в состав персонала ОТИ и не имеющее права доступа в зону транспортной безопасности ОТИ;
  • внешний групповой – террористические, криминальные группы и пр.;
  • внутренний одиночный – персонал ОТИ и другие лица, имеющие допуск в зону транспортной безопасности ОТИ, оказывающие содействие внешнему нарушителю в зоне транспортной безопасности ОТИ;
  • внутренний групповой – террористические, криминальные группы и пр., внедренные в состав персонала ОТИ;
  • комбинированный – внешний и внутренний нарушители, действующие совместно.

Оснащенность нарушителя

Согласно определению Федерального закона от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ "О транспортной безопасности", акт незаконного вмешательства (АНВ) – противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий. Совершение АНВ любым указанным типом нарушителя характеризуется оснащенностью последнего различными вспомогательными средствами.

Категория "транспортная безопасность", являясь одним из объектов уголовно-правовой охраны, представляет собой состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Иначе говоря, акт незаконного вмешательства – это имеющаяся или реализованная угроза безопасному и устойчивому функционированию транспортного комплекса [7]. Нарушитель может быть оснащен:

  • финансовыми средствами – для подкупа персонала ОТИ в целях получения содействия при совершении АНВ в деятельность ОТИ;
  • транспортными средствами (автомобилями, летательными аппаратами, плавсредствами и др.), специальными инструментами, снаряжением, приспособлениями – для преодоления преград в целях ускоренного (скрытного) перемещения;
  • специальной техникой, воздействующей на системы управления инженерно-техническими системами обеспечения транспортной безопасности ОТИ, компьютерные и электрические сети; средствами связи, а также средствами, воздействующими на персонал ОТИ (химические вещества, генераторы электромагнитных воздействий и т.п.) – в целях беспрепятственного доступа в зону транспортной безопасности ОТИ;
  • огнестрельным и холодным оружием, химическими, взрывчатыми и др. веществами – в целях совершения АНВ в деятельность ОТИ.

Подготовленность нарушителя

Одним из решающих факторов в совершении АНВ является подготовленность нарушителя к воздействию на систему безопасности охраняемого объекта:

1. Физическая подготовленность нарушителя к совершению АНВ:

  • высокая – нарушитель имеет профессиональные навыки быстрого перемещения на большие расстояния, преодоления естественных и искусственных препятствий, скрытного перемещения (кроссовая подготовка, преодоление ограждения и вертикальных стенок, перебежки и переползания, рукопашный бой и т.п.);
  • средняя – нарушитель имеет общепринятый среднестатистический уровень физической подготовки с практическим опытом проведения террористических акций, специальная физическая подготовка нарушителя не проводилась;
  • низкая – нарушитель не имеет физических навыков.

2. Подготовленность нарушителя владением оружием и техническими средствами:

  • высокая – нарушитель прошел подготовку (тренировку) на аналогичном объекте или его полномасштабном макете и имеет опыт в проведении аналогичных террористических актов;
  • средняя – нарушитель имеет практический опыт проведения террористических актов;
  • низкая – нарушитель прошел курс начальной подготовки с использованием общих схем, не имеет практического опыта проведения террористических актов.

Физическая подготовленность нарушителя

Физическая подготовленность нарушителя характеризуется развитостью его физических возможностей перемещения на объекте, преодоления препятствий. Соответствующие психологические особенности и физическое состояние позволяют определить высоко подготовленного нарушителя как осторожного, решительного, физически развитого человека. Слабый уровень психофизической подготовленности характеризуется плохим физическим развитием, высоким уровнем тревожности нарушителя, неуверенностью в себе. между ними промежуточное положение занимает средний уровень психофизической подготовленности.

Техническая подготовленность нарушителя

Уровень технической подготовленности нарушителя характеризуется наличием у него технических средств для проникновения и навыками обращения с ними. Высокая степень технической подготовленности характеризуется наличием специального набора инструментов, оборудования и высокой квалификацией по их применению. для технически средне подготовленного внешнего или внутреннего нарушителя это может быть подобранный под задачу набор самодельных или усовершенствованных технических средств. Нарушитель с низким уровнем технической подготовки использует подручные, бытовые легкодоступные средства или не использует их вообще.

 

 

Врио начальника ОМВД России по Гумбетовскому району          подполковник полиции                                М.А. Адилгереев

 

Индекс цитирования Яндекс.Метрика