Правовые последствия незаконной деятельности в сфере майнинга в России

17 апреля 2025 года, 15:20
С 01.11.2024 вступил в силу Федеральный закон от 08.08.2024 № 221-ФЗ, которым существенно дополнено правовое регулирование майнинга в Российской Федерации, в т.ч. определены условия осуществления деятельности в сфере майнинга.

 

 

В результате изменений, внесенных в Федеральный закон «О цифровых финаносвых активах, цифровой валюте…» от 31.07.2020 № 259-ФЗ, признается незаконным

во-первых, осуществление майнинга, а также деятельности оператора майнинговой инфраструктуры лицами, не являющимися субъектами предпринимательской деятельности, зарегистрированными в российской юрисдикции, и без регистрация в соответствующем реестре – реестре лиц, осуществляющих майнинг цифровой валюты, или реестре операторов майнинговой инфраструктуры, за исключением так называемого «бытового» майнинга, осуществляемого физическими лицами без статуса ИП в пределах лимитов энергопотребления, установленных Правительством (такой лимит установлен Постановлением Правительства РФ от 01.11.2024 № 1469 и составляет 6000 киловатт-часов в месяц);

во-вторых, осуществление майнинга вопреки запрету, введенному Правительством в отдельных субъектах и/или на отдельных их территориях. На сегодня такой запрет установлен Постановлением Правительства РФ от 23.12.2024 № 1869, вступившим в силу с 01.01.2025.

Правовые последствия незаконной деятельности в сфере майнинга предусмотрены законодательством об электроэнергетике с учетом вступивших в силу изменений.

В соответствии с абз. 8 п. 1 ст. 26 Федерального закона об электроэнергетике от 26.03.2003 № 35-ФЗ (в редакции Федерального закона от 08.08.2024 № 221-ФЗ) предусмотрено подзаконное (на уровне Правительства РФ) регулирование ограничения технологического присоединения энергопринимающих устройств, используемых в целях майнинга, планируемых к размещению в отдельных субъектах/территориях, подпадающих под правительственный запрет на майнинг, или в случаях их использования потребителями электроэнергии, осуществляющими майнинг и/или деятельность оператора майнинговой инфраструктуры без включения в соответствующий Реестр.

Согласно абз. 25 п. 1 ст. 26 Закона об электроэнергетике в случае нарушения правительственного запрета на майнинг или осуществления деятельности без включения в Реестр по решению суда осуществляется изменение параметров технологического присоединения в части уменьшения максимальной присоединенной мощности вплоть до полного отсоединения таких энергопринимающих устройств от электрической сети. Плата за технологическое присоединение таких энергопринимающих устройств при этом возврату не подлежит.

Согласно абз. 2 п. 8 ст. 38 Закона об электроэнергетике для указанных случаев Правительство устанавливает особенности введения полного и/или частичного ограничения режима потребления электрической энергии энергопринимающими устройствами, в т.ч. бессрочного полного ограничения режима потребления электроэнергии.

Правила полного и/или частичного ограничения режима потребления электрической энергии утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (в редакции Постановления Правительства РФ от 01.11.2024 № 1479).

Согласно пп.пп. «к», «л» п. 2 указанных Правил нарушение запрета на майнинг, введенного в отдельных субъектах/территориях, а также осуществление майнинга или деятельности оператора майнинговой инфраструктуры без включения в Реестр является основанием ограничения режима потребления, в т.ч. полного ограничения.

В силу абз. 11 п. 6 п. 27(1) Правил инициатором полного ограничения режима потребления может выступать: штаб по обеспечению безопасности электроснабжения, созданный в субъекте Российской Федерации (создание штабов регламентировано Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 86); правоохранительные, контролирующие или другие органы государственной власти; гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация); сетевая организация или иное лицо, к энергопринимающим устройствам и/или объектам электроэнергетики которых технологически присоединены энергопринимающие устройства и/или объекты электроэнергетики потребителя.

Введение полного ограничения режима потребления осуществляется незамедлительно с момента выявления вышеуказанных оснований или с момента получения уведомления о необходимости введения ограничения от уполномоченных лиц.

Специальных норм, предусматривающих административную или уголовную ответственность за незаконную деятельность в сфере майнинга, до настоящего времени не вводились. Тем не менее, правовая квалификация деяний для целей привлечения к ответственности возможна и на основании существующих норм.

Так, диспозиция ст. 7.19 КоАП предусматривает запрет самовольного подключения к электрическим сетям, тепловым сетям, нефтепроводам, нефтепродуктопроводам, газопроводам либо самовольного (безучетного) использования электрической, тепловой энергии, нефти, газа или нефтепродуктов.

Статьей 165 УК предусмотрена ответственность за причинение имущественного ущерба собственнику или иному владельцу имущества путем обмана или злоупотребления доверием. При этом согласно разъяснению, изложенному в п. 22 Постановления Пленума ВС РФ от 30.11.2017 № 48, обман или злоупотребление доверием в целях получения незаконной выгоды имущественного характера может выражаться в несанкционированном подключении к энергосетям, создающем возможность неучтенного потребления электроэнергии.

Возможно также привлечение к ответственности за незаконное предпринимательство по ст. 171 УК в случае осуществления деятельности в сфере майнинга с нарушением требований к субъектному составу (физическими лицами без статуса ИП с превышением установленных лимитов энергопотребления).

Отдельного внимания заслуживают вопросы квалификации в налоговом аспекте. Поскольку в силу норм Федерального закона от 29.11.2024 № 418-ФЗ доходы в виде цифровой валюты, полученной в результате осуществления майнинга, признаются объектом обложения налогом на прибыль (УСН применению не подлежит), а в отношении «бытового» майнинга – НДФЛ, незаконный майнинг может быть квалифицирован и по налоговым составам (во всяком случае пока официальное толкование не предусматривает иного) с применением ст. ст. 199, 199.2 УК, ст.ст. 15.5, 15.6 КоАП, ст.ст. 119, 122, 126 НК.

Кроме того, на операторов майнинговой инфраструктуры Федеральным законом от 29.11.2024 №418-ФЗ возложена обязанность налогового контроля за лицами, осуществляющими майнинг (ст.86.5 НК), и введена специальная норма об ответственности за ее нарушение (ст.129.16 НК)


Врио начальника ОМВД России по Гумбетовскому району
подполковник полиции                                                                                    М.А. Адилгереев

Индекс цитирования Яндекс.Метрика