Стратегия призвана воспитать новые поколения, обладающие совре-менными знаниями и умениями, а также разделяющие традиционные нравственные ценности и любовь к Родине. Все это сформулировано Президентом В.Путиным.
Цель стратегии – формирование приоритетов государственной политики в области воспитания. В ней будут указаны социальные, экономические и политические изменения в жизни страны, учитывающие особенности и потребности современных детей и их реалии. Известные государственные деятели отмечают, что пока важно выработать подходы, т.к. общество настроено на более глубокое обсуждение Стратегии в целом. В настоящее время подготовлен проект Стратегии развития воспитания в РФ до 2025 года. Работа над Стратегией будет продолжена до июня 2015 года.
В педагогических коллективах образовательных учреждений рай-она прошло обсуждение проекта Стратегии развития воспитания в РФ.
При обсуждении Стратегии были затронуты следующие вопросы:
1) Какова современная ситуация в области воспитания?
2) Готовы ли они к организации воспитательного процесса в школе?
3) Какие эффективные методы используются педагогами в работе с детьми?
4) Готовы ли и способны ли воспитатели к взаимодействию с другими организациями в целях решения воспитательных задач?
5) Каковы причины, сдерживающие и стимулирующие профессиональ-ную компетентность педагогов-воспитателей?
6) Как сегодняшняя педагогика может помочь противостоять анти воспитательным воздействиям на психику детей телевидения и СМИ?
7) Готовы ли наши школы выполнять все предписания, указанные в проекте Стратегии развития воспитания и в Плане первоочередных мероприятий по ее реализации?
Примерные ответы на эти вопросы:
1) К сожалению, в современном обществе основная нагрузка по воспитанию лежит на плечи педагогов. В сфере воспитания детей потеряны ценностные ориентиры. Дети не понимают основных жизненно важных ценностей семьи и своего здоровья. В большей степени корнем этой проблемы является семья, безразличие и безграмотность родителей. Может быть современные стандарты (ФГОС) решат эту ситуацию в лучшую сторону.
2) Думаем, что хорошо подготовленные молодые педагоги (если таковые найдутся) будут готовы к организации воспитательного процесса в школе, основанного на новой стратегии. Но многие педагоги старшего поколения будут испытывать трудности. Ценности должны соответствовать основным духовно- нравственным ориентирам. С другой стороны, педагоги и сегодня работают в интенсивном режиме и готовы к любому взаимодействию.
3) Эффективным методом можно назвать коллективные творческие дела, шефская помощь, экологическая работа и др. в совместной детско– взрослой среде. Это совместная работа коллектива учителей и учащихся, организация самоуправления в школе.
4) Воспитатели всегда способны и готовы к взаимодействию с другими организациями в целях решения воспитательных задач, если это не ляжет тяжелым грузом на плечи учителя по отысканию этих организаций.
5) Роль СМИ в воспитании детей, мягко сказать, отрицательная. Мы можем предложить только более строгий надзор за тематическим содержанием информации хотя бы на основных каналах, чтобы оно не шло в разрез с соответствующей Стратегией. Этому способствует также проведение всевозможных акций, вовлечение детей в общественную жизнь школы, воз
рождение тимуровского движения «Милосердие», волонтерское движение и т.д.
6) В настоящее время воспитатель имеет возможность повышать свою профессиональную компетентность при прохождении курсов, участием в конкурсах, через самообразование. Мешающий фактор здесь- это большая загруженность бумажной работой, отчетами, планами и т.д.
7) На данном этапе, по-нашему мнению, современная школа не готова в полном объеме реализовать все то, что прописано в Стратегии развития воспитания. С другой стороны, современная школа, в полном смысле этого слова, должна выполнять все то, что предписано в Стратегии.
В частности, в МКОУ « Цилитлинская СОШ» педагоги отметили важность этого документа. Хотя в школах и по роду своей деятельности, и по осознанному выбору педагоги уделяли воспитанию внимание не мень-шее, чем обучению, но без чёткой позиции государства о жизненной необходимости проблемы воспитания ГРАЖДАНИНА РОССИИ, бесконтрольность СМИ, которые пестрели последние десятилетия, разлагающими человеческое в человеке, в основном зарубежными фильмами, передачами, проектами; жесточайшие реалии дикого капитализма в жизни, активная деятельность иностранных общественных организаций, религиозных сект, разного типа фанклубов и других факторов, сводят на нет все усилия школы и семьи. Данный проект требует существенной доработки, так как больше нацелен на стандарт глобального видения мира, а российское государство, народ и её будущее нуждается:
-в продолжении традиций российской системы воспитания, советской системы воспитания, разумеется, исключив из неё атеизм и классовый подход, которые не имеют в себе ценности индивидуализма . Россия и без «индивидуализма» была богата гениями в разных сферах, а советский журнал «Юный техник» и другие, были кладезью настоящего научно-технического творчества детей;
- в отражении совершенствованной системы взаимодействия традиционных религий народов России с государством, которая обеспечивает реализацию прав граждан на соответствующее религии, духовно-нравственное воспитание и образование детей.
Одним из положительных моментов проекта является то, что провоз-глашается возрастание ответственности семьи в воспитании и необходимости развития системы педагогического просвещения родителей. А создаваемые по проекту инфраструктурные возможности, новые детские объединения, должны работать не на реализацию не проверенных западных программ (толерантности, полового воспитания и т.п.), а на воспитание всесторонне развитых, успешных людей, патриотов своей страны.
В МКОУ «Нижнеинховская СОШ» учителя ознакомились с положе-ниями Стратегии, с её целью, задачами и основой. Более конкретно были рассмотрены основные направления развития воспитания и механизмы реализации Стратегии.
На обсуждении были отмечены своевременность, актуальность и необходимость принятия Стратегии. Выступившие отметили актуаль-ность трудового воспитания и предложили: «воспитание у детей уважения к труду, к людям труда» дополнить словами: «с учётом местных условий». Ещё было отмечено необходимость защиты детей от негативного влияния ТВ и Интернета.
В обсуждении приняло участие 17 учителей МКОУ «Н-Инховская СОШ».
В МКОУ «Тляратинская СОШ» педагогический коллектив, родительский комитет, члены самоуправления, в составе 40 человек, приняли участие в общественном обсуждении «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года».
Директор школы Г.А.Гусейнов в своих предложениях отметил возможность расширения субъективной составляющей Стратегии , дифференциации взрослых категорий, расширение направлений развития воспитания с учетом историко-культурных компонентов.
В своих выступлениях педагоги подчеркнули нужность Стратегии, как важного аргумента в противостоянии, растлевающему сознание молодых людей, влиянию телевидения, как инструмента, позволяющего уделять больше внимания вопросам межкультурного, межконфессионального и межэтнического взаимодействия.
По мнению заместителя директора школы по ВР Залумхановой Л.М., экскурсии, конференции, беседы, встречи – пассивные методы воспитания. Воспитание не может быть построено на мероприятиях. Следует отметить определенную несовершенность самой системы воспитания (некоторую оторванность ее от современных проблем – пред-принимательства, менеджмента, рыночных отношений ).
Участники общественного обсуждения «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года» структуру Стратегии одобряют.
В Гумбетовском Отделе образования на этот счет имеется свое мнение: для того, чтобы выполнить все цели и задачи, как и в реализации ФГОСа, в Стратегии развития воспитания также необходимо, в первую очередь, измениться самим педагогам. Переключить технологию образования с традиционной на иные технологии, которые будут способствовать интеллектуальному развитию личности каждого ребенка.
Стратегия призвана «определять приоритеты государственной политики в области воспитания детей, обеспечивающей становление российской гражданской идентичности». Детям будут прививать ценности милосердия, сострадания, солидарности, уважения к старшим и т.д.