«Исполнение законодательства в сфере информационной безопасности несовершеннолетних» В современных реалиях очень остро стоит вопрос правового регулирования в сфере информационной безопасности несовершеннолетних. В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29); каждому гарантируется свобода мысли и слова (ч. 1 ст. 29), свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания (ч. 1 ст. 44). Такая свобода выбора и доступа к любой информации, распространение которой не запрещено законодательством государства, гарантируется при условии обеспечения защиты детей от информационной продукции, способной причинить вред их здоровью и развитию.
Базовые гарантии ребенка в сфере информационной безопасности установлены Федеральным Законом от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ст. 14), провозгласившим защиту детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие, в качестве одной из целей государственной политики в интересах детей. Федеральный закон от 29.12.2010 №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» выделяет в информационном массиве информацию, запрещенную для распространения среди детей, а также информацию, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено. Организациями, осуществляющими образовательную деятельность, наиболее часто допускаются следующие нарушения: o неэффективность выполнения задач по профилактике вовлечения детей в противоправную и аутодеструктивную деятельность, в том числе с использованием сети «Интернет», по защите их от противоправного контента; o ненадлежащая организация работы по выявлению и учету несовершеннолетних, совершающих преступления, правонарушения и иные антиобщественные действия, вовлеченных в группы криминальной направленности в сети «Интернет»; o ненадлежащее взаимодействие с правоохранительными органами в вопросах обмена информацией несовершеннолетних, состоящих на интернет – сообществах деструктивной направленности, сокрытие школами фактов совершения детьми правонарушений; o отсутствие системной профилактической работы с учащимися с деструктивным поведением, проявляющимся под воздействием информации негативного характера, распространяемой в сети «Интернет», ее проведение без учета личностных особенностей детей, привлечения их в организации дополнительного образования; o непринятие надлежащих мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, в том числе на профилактику интернет- зависимости, предупреждение рисков вовлечения детей в противоправную деятельность. o отсутствие у педагогических работников необходимых профессиональных навыков по выявлению учащихся, склонных к суициду или вовлеченных в интернет-группы с деструктивным контентом; o непринятие мер по оказанию социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, склонным к интернет- зависимости, а также состоящим в деструктивных интернет- сообществах (в том числе ненадлежащая укомплектованность штата образовательных организаций педагогами-психологами); o отсутствие общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов, непринятие мер по привлечению к участию в них несовершеннолетних с деструктивным поведением, проявляющимся под воздействием информации негативного характера, распространяемой в сети «Интернет»; o неудовлетворительная организация защиты детей от противоправного контента в образовательной среде, ненадлежащее применение административных и организационных мер, технических и программно- аппаратных средств защиты детей от вредной информации, в том числе отсутствие на компьютерах, используемых учащимися в учебной деятельности, программного обеспечения, блокирующего доступ к негативной информации, предоставление в образовательных организациях открытого Wi-Fi доступа к сети «Интернет» в местах общего пользования (библиотеке, коридорах и т.п.) , позволяющего свободно посетить сайты, содержащие деструктивную информацию, наличие на школьных компьютерах игр с возрастными ограничениями 16+ и 18+, в которых содержатся сцены насилия и убийства. o отсутствие в образовательной организации актуального федерального списка экстремистских материалов, непроведение сверок поступающей литературы с указанным списком. o непринятие мер по разработке локальных актов, регламентирующих вопросы информационной безопасности несовершеннолетних; несоответствие локальных актов образовательных организаций требованиям закона о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Стремительное развитие информационных технологий и геополитическая напряженность заставили современное поколение детей и подростков столкнуться с принципиально новыми вызовами и угрозами. Безусловно, надлежащая реализация образовательными учреждениями указанных мер будет способствовать созданию эффективной системы защиты детей в информационной среде.
И.о. прокурора района О.Р. Рамазанов