Село расположено на живописном берегу реки Андийское Койсу, на высоте 530 м над уровнем моря. Координаты 420?-42′-14″ с.ш, 460?-30′-26″ в.д. Площадь территории села около 670 кв. км. Расположенное как бы на стыке трех районов, село граничит с селами Арадерих, Игали, Верхнее Инхо, Читли, Килятли Гумбетовского района, Тлох Ботлихского района, Харахи и Орота Хунзахского района.
В селе проживают около 1000 человек в 300 хозяйствах, имеется средняя школа, библиотека, Дом культуры и досуга, медресе, спортивный зал, участковая больница, 2 мечети, 2 пекарни.
Аул возник еще до принятия ислама Дагестаном, и даже до принятия христианства. Остатками языческих поклонений можно считать дерево, растущее на горе «Щулалъи». И поныне никто не смеет отломить веточку с этого дерева, говорят, это приносит беду, а то, что дерево растет на восточной стороне села, по нашему предположению, говорит о том, что наши предки поклонялись солнцу и луне. Доисламские захоронения обнаружены также в местности «Магьардала» при проведении сельскохозяйственных или строительных работ. Там из-под земли был выкопан огромный с человеческий рост христианский крест, что свидетельствует о христианской вере здешних жителей. На основании этих и подобных фактов можно предположить, что здесь люди поселились более 1000 лет тому назад. Летом 2008 года когда копали могилу наткнулись на доисламское захоронение. В могиле были обнаружены бронзовые украшения. Эти украшения мы отдали в историко-археологический музей ДГУ, они прислали ответ, что эти украшения 8-10 вв., им 1000-1200 лет и мы можем предложить, что селу более 1000 лет. Сейчас эти украшения находятся в музее ДГУ.
До наших дней сохранился дом, построенный в местности «Барданиб» первопоселенцем аула. Барданиб с местного диалекта переводится как «в майдане», «на площади». Естественно для построения жилища на безлюдном месте человек выберет именно майдан.
В те далекие времена жители одних поселений в борьбе за существование нападали на других, отбирали их добро... Обычно здесь всегда выходили победителями жители более крупных поселений. Так, инховцами были оттеснены со своих обжитых мест жители хуторов Гилила, Рукалиб, Китилих, Кинисух... Таким образом, сады в долине реки Андийское Койсу от Тлоха до Игали достались Инховцам.
О происхождении названия села существует версия, что оно произошло от слова Ихх - поток, с аварского. Село со всех сторон окружено горами, и после дождя потоки обильно стремятся в Инховскую долину. И по селу часто текут бурные потоки (ихх), и слово «инхоб» можно перевести как «в потоке», что соответствует действительности.
Инховцы принимали деятельное участие в борьбе за свободу и независимость своего края. Неразлучным сподвижником 1-го имама Дагестана Газимагомеда из Гимры был дервиш Нурмагомед, ученый-арабист из Н. Инхо. Нурмагомед пал смертью шахида вместе с имамом, а Шамиль в том бою был ранен, но спасся. А еще до этих событий произошло, вот что: Газимагомед и Шамиль совершили поход в Хунзах. Хунзахцы взяли обоих в плен, разоружили и даже хотели казнить. Дервиш Нурмагомед с мюридами подоспели к ним на помощь и освободили их. В том отряде мюридов вместе с Нурмагомедом был и Хадият из Мехельта, сын имама мехельтинской мечети.
Село расположено недалеко от знаменитого Ахульго – оплота борьбы третьего имама Дагестана Шамиля против царских войск. Шамиль часто гостил в Н. Инхо, собирая в свои ряды мюридов, он часто останавливался здесь. В одном из документов хранящемся в филиале Академии Наук Дагестана написано: с. Нижнее Инхо расположено на пересечении дорог в Чечню, Хунзах, Ботлих и при своих походах имам Шамиль останавливался в селе и каждый раз в отряды Шамиля присоединялись воины из с. Н. Инхо, и конечно, в следствии этого были больше потери среди мужского населения села. Имам Шамиль в последние годы Газавата перестал набирать в свои войска добровольцев, воинов из с. Н. Инхо видя что мужское население резко уменьшается из-за постоянного участия нижнеинховцев в походах и войнах. Так заботился имам Шамиль о будущем Дагестана. Сохранился дом, выделенный имаму джамаатом села.
Верным соратником имама был Саид-наиб Инховский, участник сражений при Ахульго. Шамиль очень уважал его за отвагу и бесстрашие, и как человека имеющего вес в джамаате.
Правой рукой имама был ученый-арабист, тарикатский шейх Нурмагомед-афанди. После пленения Шамиля он был сослан в Сибирь, умер в каторге в г. Томск 1879 году. Об этих днях прекрасно сказал Чупалав из Игали:
Инхоса СагIид-наиб, Саид-наиб из Инхо,
НурмухIамад-афанди! Нурмухаммед-эфенди!
Ислам хараблъун бугин, Вера наша слабеет,
Хвалчаби къватIире цIай! Сабли из ножен выньте!
В истории боев за Ахульго немеркнущий след оставил мюрид, знаменосец Шамиля Кокав Дибир. Однажды, в paзгаp боя, Дибир срубил саблей веревочную лестницу, по которой поднималась на Ахульго вереница царских солдат и все они сорвались в ущелье реки Ашильтинка. После затишья боя имам объявил мюридам: Отныне Дибира будем звать Ибнумахсудом (так звали храброго воина Пророка Мухаммада а. с.). Впоследствии имам подарил ему большой надел земельного участка из общинного фонда. Дибир участвовал в Русско-турецкой войне, геройски погиб при взятии города Карс в 1877 году.
Сохранилось предание и еще об одном герое Ахульго - Халиле. Шамиль всегда следил, как сражаются мюриды, и отмечал наиболее отважных. После одного из ожесточенных боев он спросил о двоих смельчаках: Кто эти храбрецы и откуда они родом? Ему ответили, что это братья Халил и Чеге из Инхо. И добавили, что это тот самый Халил, что остановил твоего коня, когда ты проезжал через их аул. А было это так. Шамиль с мюридами проскакал через Инхо в соседний Килятль, где и остановился на ночлег. На следующий день по аулу Н. Инхо прошла весть, будто Шамиль своим указом закрепил за Килятлем часть горных сенокосов инховцев. Когда имам возвращался из Килятли, Халил преградил ему дорогу, взял за уздцы его коня и выговорил Шамилю, что он с ними поступил несправедливо. Но Шамиль продолжил свой путь, не обращая внимания на выскочку. Когда процессия оказалась за селом, Шамиль спросил мюридов, почему они не зарубили того, кто посмел остановить своего имама. Мюриды хотели вернуться и исполнить волю имама, но Шамиль им запретил этого. И вспомнил имам этот эпизод, любуясь на отважного рубаку, и сказал: мы допустили бы большой грех, если бы тогда убили этого юношу. После пленения Шамиля Халил много лет работал бегавулом (главой) села. Это был удивительный честности и порядочности человек, чем были поражены даже царские чиновники. Когда прокладывали дорогу через село, государство выделило деньги на выкуп у населения земли для прокладки дороги. Халил расплатился со всеми, а деньги не все израсходованы, осталась солидная сумма. Бегавул вернул деньги в казну, посчитав греховным растратить их не по назначению.
Участник русско-японской войны Катушил Гамзат первым в селе владел русским языком, первым в село привез картошку и поэтому его звали Катушил.
Октяорьскую революцию 1917 года нижнеинховцы не приняли, они считали ее мифом. А с началом Гражданской войны жители встали на сторону имама Нажмудина и Узун-Хаджи из Салта. Все взрослое мужское население аула поклялось, если потребуется, умереть за газават. К этому их призывали ученые-арабисты, тарикатские шейхи Сиражудин- хаджи и Дарбищмухаммед-хаджи, которые были делегатами съезда горцев в Анди, где имамом Дагестана был избран Нажмудин Гоцинский. В 1918-1921 годах антибольшевистское противостояние в ауле было очень прочным. В Н. Инхо в доме Нухиева Ахмеда размещался штаб Нажмудина, имам часто бывал здесь и говорил, что здесь он чувствует себя, как дома.
Не раз сельчане получали требования от большевиков; выдать им Сиражудна-хаджи и Дарбищмухаммеда-хаджи и самим стать на сторону большевиков, но каждый раз инховцы отвечали решительным отказом.
Когда в 1921 году в Дагестане начался контрреволюционный мятеж, Н.Инхо было окружено большевиками. В местечках Квекила и Холдаб были установлены орудия и пулеметы, нацеленные на село. Первым же снарядом, выпущенным большевиками был убит гость из Мехельта, сидевший на годекане. Потом начался беспорядочный артиллерийский обстрел аула. Горсточка местных контрреволюционеров заняла оборону на горе «Щулалъи». Весной 1921 г. со всех сторон наступали большевики. Мюридам пришлось отступать до с. Нижнее Инхо. Здесь был имам Нажмудин, командующий его армии ЖахIбаров Магомед из Кудали, Кайтмаз Алиханов, Муртазаали и Насрудин Чупановы. Со стороны Хунзаха наступали большевистские отряды, им противостояла не большая группа мюридов. После взятия с. Нижнее Инхо большевики сожгли его. Имам и Дарбищмухамед ушли в Чечню. Там они были арестованы.
После победы большевиков село было на особом счету у власти как «Осиное гнездо» мюридов. В этой неравной борьбе погибло много местных жителей, среди которых были и два внука Сиражудин-хаджи, они похоронены на этой горе. Когда Абдурахман, инховец преклонного возраста, изъявил желание участвовать на газавате и встать в ряды мюридов, его дочери Рукият, Патимат и Баху плача отговаривали его, но он был упорен. Сразу после пятничной молитвы он из мечети направился к восставшим, и в тот же день был убит. Бой продолжался в течение недели, к восставшим из Н. Инхо примкнулись и мюриды из соседних сел Килятль, Верхнее Инхо, Тлох... Мюриды бились насмерть, но превосходящие силы красноармейцев жестоко подавили восстание. На месте боя сейчас зиярат, который постоянно посещают паломники. После боя большевики вошли в село, покинутое всеми, кто мог передвигаться. Все, кто не смог или не успел уйти из аула, были уничтожены, село разграблено и сожжено. Сиражудин-хаджи был арестован и умерщвлен в тюрьме города Темир-хан-Шура, а Дарбищмухаммед-хаджи расстрелян вместе с Нажмудином в Ростове.
После гражданской войны как и все труженики и Инховцы приступили к мирной жизни. Создали без особого на то желания колхоз, отбирали у хозяев скот и земли. Тогда колхоз носил имя Сталина. Чуть не переломила и Инховцев репрессивная машина того времени. Приехали в район представители обкома и сказали, что инховцев будем переселять. Председатель исполкома Рашидов Али из Читли хотел отговорить представителей обкома, а они ни в какую, тогда Рашидов Али сказал, что колхоз носит имя Самого (Сталина), обкомы смотрели друг на друга, отвернулись и уехали. Инховцы остались на своих землях.
22 июня 1941 года внезапно и вероломно на нашу страну напала фашистская Германия. Наступили самые тяжёлые годы для нашей Родины. Весть о войне молнией облетела города и аулы Дагестана. В Н. Инхо, как и во всех уголках нашей Родины, собирались на многочисленные митинги, горцы, выступавшие на них, говорили о своей готовности в любую минуту встать на защиту Отчизны. В первые же дни войны, на фронт ушло около 50 молодых ребят из этого маленького аула, и среди них все мальчики первого выпуска семилетней школы. Никто из этого выпуска не вернулся домой! Отдали жизнь за свободу и независимость нашей Родины 25 жителей села. Мы помним всех их поименно. В центре села стоит обелиск в память о героях.
Многие из сельчан-участников Великой Отечественной войны были награждены орденами и медалями Родины. Асадулаев Ахмед, награжден орденом «Славы III степени» и шестью медалями, он участник Парада Победы в Москве 24 июня 1945 года. Хайбулаев Гамид, награжден орденом «Отечественной войны» и восемью медалями. Муртазаалиев Абдурахман награжден шестью медалями. Многие жители аула добровольно уходили на строительство оборонительных сооружений на Тереке, Сулаке, в районе Махачкалы, Дербента. Не покладая рук, трудились на колхозных полях женщины, дети и старики. Школьники заменяли отцов и старших братьев, ушедших на фронт. Если мужчины героически сражались на фронте, то не покладая рук, на фронт работали женщины, дети, старики. В пору весенней страды за плуг становились женщины, при заготовке кормов все, начиная с подростков, брали в руки косы, серпы, грабли. Уборка и перенос урожая только вручную, на плечах, на спинце... Колхоз выжил благодаря их самоотверженному труду. Это Маржанат, Магомедова П., Магомедова X., Ахмедова П., Ахмедова X., Нурмагомедова П. Им пришлось выполнять не только сельхоз работы, но и участвовать в сооружении оборонительных укреплений, в строительстве канала. Так, Магомедова П. 13-летним подростком работала в сооружении противотанковых рвов. Сельчане отправляли на фронт теплую одежду, сушеные фрукты, собирали для обороны золотые и серебряные украшения, деньги из своих скудных сбережений. Только для строительства танковой колонны «Шамиль» из Н-Инхо собрали около 110 тысяч рублей.
В трудные послевоенные годы в восстановлении народного хозяйства принимало участие почти все взрослое население аула. Только благодаря их самоотверженному труду колхоз выдержал суровое испытание войной. Первым учителем в Н. Инхо был Абакаров Юсуп, но его постигла та же участь, что и многих представителей интеллигенции того времени. Он был репрессирован и расстрелян в 1937 году. Первым дипломированным врачом стал Гамзатов Абубакар, он работал врачом с.в Мехельта. Как грамотный, высокообразованный специалист, он был рекомендован в аспирантуру, но судьба распорядилась по иному, по дороге в Махачкала он попал в автоаварию и погиб в расцвете творческих сил. Врачами стали также Магомедалиев Лабазан, Магомедалиев Ахмед, Саидов Мухтарахмед - Заслуженный врач РД, Ахмединова Хадижат, Мустафаева Гулисат, Сайгидахмедов Магомед-главврач Гумбестовской ЦРБ, Джамалужинов Абдулбасир, Ахмед Абдулхалимов, Ахмедов Тажудин. Выходцы из нашего села занимали и занимают ответственные руководящие посты, работают на различных отраслях экономики, политики, науки и хозяйства республики страны. Идрисов Магомед-председатель райПО, пред. колхозов в разных селениях района Осман-начальник НКВД, председатель исполкома, был убит в с. Сивух во время Нурмагомедов Расул-зав. военным отделом РК ВКП (б). Гамзатов Магомед-1 секретарь РК KПCC, ИНСТРУКТОР ОБКОМА КПСС. Юсупов Ахмед-Председатель райисполкома, замминистра мелиорации Сайгидгусейнов Омарасхаб-заведующий отделом РК КПСС. Магомедов Омардибир-секретарь РК ВЛКСМ, заслуженный работник культуры РД победитель гранта президента РФ по образованию. Гамзатов Ахмед-начальник отдела соцзащиты населения. Дибиров Магомед - оперативный работник УБЭП, подполковник. Сайгидахмедов Магомед - главврач Гумбетовской ЦРБ. Магомедов Гаджи - первый доктор физико-математических наук на Северном Кавказе. Магомедова Патимат - кандидат физико-математических наук, доктор политологии, президент фонда Г. Махачева. заместитель председателя аварского национальной движения имени имама Шамиля. Джамалудинов Абдубасир - хирург РКБ.
Инховцы одними из первых в республике в 1991 году расформировали свой колхоз носивший имя Магомеда Гаджиева, земли вернули хозяевам, имущество продали с аукциона. Вырученные деньги, более 30 000 рублей, положили в банк для нужд села. Это были огромные по тем временам деньги, отметим лишь, тогда за эти деньги можно бы купить не менее 10 автомобилей КАМАЗ. Но эти деньги так и лежат в банке, их съела инфляция...
Инховцы кто как стали приспосабливаться к новым экономическим условиям, кто-то решил объединиться в крестьянские хозяйства, кто-то, открыв свои магазинчики, занялись коммерцией. Н.Инхо ныне стало торговым центром долины. Этому способствует благоприятные расположение села в центре долины, а также предприимчивость и коммерческие способности бизнесменов села, которые обеспечивает устойчивые низкие цены на товары. Основная же масса людей занимаются привычным делом, унаследованным от предков – садоводством, и это является основным источником дохода сельчан.
Инховцы очень религиозный, глубоко верующий народ, исповедуют традиционный ислам тарикатского направления. Еще до установления Советской власти 60 сельчан совершили хадж в Мекку, пешком! До революции в с. Н.Инхо жили и занимались религиозной просветительской деятельностью известные во всем Дагестане алимы и устазы: Дарбищмагомед-гаджи, Сиражудингаджи, Сайгидгаджи, Юнусгаджи, Магомедгаджи, Гамзатгаджи Багавудинасул Магомед и др.
Книга назму и мовлидов Магомеда Багаутдинова не сохранилась в период сталинских репрессий, всё было изъято, но благодаря стараниям незабвенного Омардибира Магомедова удалось собрать некоторые стихотворения и назму и их опубликовали в его книге «Страницы истории с. Н. Инхо».
После развала СССР и открытия религиозных учебных заведений в Дагестане инховская молодежь взялся за религиозное образование. С 1995 по 2011 г.г. более 60 молодых людей, юношей и девушек окончили исламские учебные заведения и теперь успешно передают свои знания другим, работая имамами и муалимами мечетей и медресе в разных уголках Дагестана. Среди них есть и высокообразованные, почитаемые молодые алимы: Магомеднур-гаджи, Абдурахман-гаджи, Магомед-гаджи, Ахмед-гаджи, Ахмед-гаджи, Ахмедгаджи (Лабазанский), Абдула-гаджи и др. О религиозности населения свидетельствует тот факт, чтоб одним из первых в не только в районе, но во всем Дагестане, в 1990 г. в селении была запрещена торговля спиртными напитками и табачными изделиями, а также было запрещено распитие спиртных напитков на свадьбах. И это все очень благоприятно повлияло на атмосферу, дисциплину и порядок в селе. А в наши дни каждый второй из взрослого населения носят почетное имя хаджи, сельчане всегда старались идти праведным путем, никогда не зарились на чужое.
Летом 1999 года, когда отряды незаконных вооруженных бандформирований совершали вероломное нападение на приграничные с Чечней районы Дагестана, инховцы наряду со всеми дагестанцами показали мужество, патриотизм и непоколебимую стойкость и решительность в отстаивании независимости своей малой и большой Родины. В срочном порядке было создано ополчение села, которое охраняло мосты, дороги, ведущие в Ботлих, и границы района в Андийском направлении. Командиром ополчения был Джамалудинов М. А. – директор школы, офицер запаса, а зам. командира – военрук школы Ибрагимов М. Г. Оружие для ополченцев было приобретено за счет скудных сбережений жителей села, которые и днем и ночью готовили еду для ополченцев и проезжающих без конца через село беженцам и военнослужащим, причем оставляя, свои домашние и хозяйственные работы.
Инховцы живут компактно, в основном в селе, хотя есть несколько семей в различных городах Дагестана и России. Село можно назвать вторым административным центром района. В виду того, что рядом с селом проходит республиканская автодорога Махачкала-Ботлих, тут много, торговых точек, и цены порою ниже, чем в Махачкале. Большинство заседаний, совещаний, соревнований долинной зоны района проводятся здесь же.