Село Шабдух расположено на скале у глубокого оврага с большим водопадом, у речки горной, которая впадает в Андийское Койсу, на солнечной стороне,у границы с Ботлихом.
Расположено оно на высоте 1910 м уровнем моря, географические координаты села 460 251 СШ, 420 041 ВД. Окружено: с юга-знаменитой горой «Канчитли», укреплением Шамиля в период Кавказской войны, с северо-запада - скалистой горой «Ясико-меэр» высотой 2806 м над уровнем моря, самой высокой вершиной на территории района, вершиной горной линии «Буцрах».
С юго-востока - огромной и красивой горой «Гумус», граничит село на северо-востоке с территориями сёл Мехельта и Инхо; на востоке-с территорией села Цунди; на юго-западе –с территорией Ичичали и на северо-западе -с территориями сёл Цилитли и Сивух.
Расположено оно на расстоянии 15 км от районного центра - Мехельта, в 10 км от Ичичали и 3 км от Цунди.
Связи с внешним миром были всегда слабые, через село не проходили дороги ни пешие ни верховые в другие районы и села Дагестана. Дорога из сёл Инхо, Килятли, Читли в села Ботлихского района Анди, Гагатли, Риквани и в Чечню проходила через Ичичали, минуя Шабдух; дорога же из сел верхней зоны Мехельта, Аргвани, Данух, Тлярата, Ингиши в сёла Ботлихского района Анди, Гагатли, Риквани и в Чечню проходили через Цилитли, минуя опять Шабдух и поэтому село оставалось постоянно как-то оторванным от внешнего мира, что, конечно, отрицательно повлияло на его развитие.
В селении более 60-70 хозяйств никогда не было, занимались, в основном земледелием и скотоводством. Сеяли пшеницу, рожь, ячмень, картофель, бобы и лён. Всегда получали хорошие урожаи картофеля.
Точных сведений о времени основания села не имеются. Используя записи на могильных плитах и сравнивая со временами основания близлежащих сёл можно сделать вывод, что наше село было основано приблизительно 850-900 лет тому назад.
Первые построения, видимо, были у самого края огромной пропасти,. «Сида» в сосновом лесу, который позднее высох полностью. Место для основания села было выбрано очень удачно для защиты от внешних врагов. До появления ислама исповедовали, видимо, христианство, что подтверждается захоронениями на окраине села и названиями мест:
«Капур хурзал» - поля неверных; «Истакан хур» - поле Искандера и другие. По имеющимся у нас скудным сведениям можно предположить, что шабдухцы приняли ислам раньше 1935 года или в этом году. Откуда такие предположения? Из книги Тахнаевой П.И. «Аргвани» об истории села Аргвани видно, что Тимур, великий полководец завоеватель, распространял ислам, в 1935-1936 годах побывал и в Гумбете. Он на своём пути силой обращал жителей сёл в ислам: так было с мехельтинцами , ингишинцами(были кровопролитные стычки, но ислам приняли),так было с данухцами, сопротивлялись (сожгли село, а мужчин всех расстреляли ), а с Аргвани обошёл стороной, так как ими ещё до него был принят ислам. Прошли они и через с. Шабдух по пути к Анди, Гагатли и Риквани, но шабдухцев тоже не тронули. Значит ими шабдухцами ,уже был принят ислам или приняли в этом году без сопротивления . По сохраненным преданиям название села «Шабдухъ» произошло от сочетания слов «Шобда и нахъа» (за холмом). (фото4)
Согласно дошедшим до нас преданиям на местечке, где расположено с.Цунди жил со своим хозяйством житель с.Мехельта - нуцалчи (узден), у него было двое сыновей. Когда они выросли, этот узден неродному сыну выделил земли за холмом вдали от села, а своему родному сыну оставил территорию (вокруг с.Цунди) на месте основания с.Цунди с плодородными землями и лучшими природными условиями. Если следовать этим преданиям, происхождение наше и цундинцев-мехельтинское, нуцальское и основаны эти села намного позже, чем с.Мехельта.
Это предание частично подтверждается высказываниями арабиста Ханмагомедова Мусалава, жителя с. Мехельта, который работал имамом села 13 лет. В книге Б.Г.Алиева «Дагестан в преданиях и исторических фактах», которая вышла в l988r. в г. Махачкале Мусалав вспоминает, что по преданиям, «В одно время в селении Цунди жили нуцалы из с. Мехельта», но как далеко было это время остается тайной для нас.
Случаев нападения на село с целью захвата его территории, разрушения села и сожжения, по дошедшим до нас преданиям, не было. Возможно оно так и было, кому и зачем нужно было это, расположенное в тупике, вдали от основных дорог, ничем своим богатством и природными условиями не отличавшееся село.
Войска Шамиля (его мюриды) через село не проходили, хотя при отступлении из Чечни в укрепление «Канчитли», возле с.Ичичали, его войска были распределены по соседним селам и в с.Шабдух.
И преследователи Шамиля в село тоже не заходили. Жители села оказывали Шамилю помощь в укреплении «Канчитли» и участием в его боевых действиях. (фото5)
Большевики село тоже не тронули, они разрушали и сжигали сёла тех, которые сопротивлялись им, а щабдухцы, их встретили с белым флагом.
Инициатором такой мирной встречи большевиков был имам мечети Магомедали-хаджи, который сам пошел с белым флагом их встречать, но они убили его сына, обнаружив на его теле рану, полученную в боях против большевиков в «Дангизе» Ботлихского района.
Расстреляли они и старосту села Шахтимира, его полмощника Сайпилава и спокойно ушли через несколько дней в строну Мехельта и Сивух.
Село до недавнего времени (1940-1950г.г.) само обеспечивало себя всем необходимым для существования - одеждой, продуктами питания: на одежду использовали кожу, шерсть, а продукты питания - зерно, картофель и др. выращивали сами, для помола зерна на муку были частные мельницы. Привозными были только сахар, соль и керосин, а за ними ездили (пешком и на лошадях) в Гагатли на базар, в Мехельта, а иногда и в Буйнакск.
Село Шабдух входит в число сёл, расположенных на солнечной стороне (Бакълъулал): Мехельта, Цилитли, Сивух, Аргвани, Тлярата, Ингиши и Данух.
Сёла эти, (имеется в виду с/советы) в их числе и с.Шабдух, входили в одно время в Теречную область до образования Андийского округа, а с образования Гумбетовского района Постановлением ВЦИК от 25.12.1930г. входят в Гумбетовский район.